Лучшие лидеры — вечные студенты

Чтобы добиваться успехов в современном мире, нужно обладать высоким уровнем эмоционального интеллекта. Это способность находить неочевидные связи между людьми и идеями. Также нам как никогда прежде требуется умение предвидеть будущее, а также моделировать его.

Ораторы и консультанты по лидерству Кеннет Миккельсен и Гарольд Ярхе помогают компаниям адаптироваться к цифровой эпохе. Они дали несколько советов о том, каким в какую сторону должны двигаться и развиваться лидеры, чтобы работать максимально эффективно.

Лучшие лидеры — лучшие ученики

Чтобы не сбиться с пути в эпоху глобальных изменений, бизнес-лидеры должны полагаться на что-то более серьезное, чем статичные схемы и стратегии, и помнить, что, решая комплексные задачи, нельзя фиксироваться на деталях.

XXI век требует от нас умения адаптировать способы мышления и обучения, работы и жизни. Бизнес-лидер должен привыкнуть к состоянию постоянного становления, к вечной бета-версии. Если кому-то удается возглавить перемены, то только потому, что он восприимчив к новому и готов постоянно учиться. «Период полураспада» любого навыка составляет теперь около пяти лет. Каждый руководитель лично ответственен за то, чтобы обеспечить своей компании устойчивое положение в быстро меняющемся мире.

Сейчас, когда мы наблюдаем переход к креативной, основанной на сетях экономике, нам нужны лидеры, которые поощряют сотрудников учиться и сами способны быстро усваивать ценные навыки и знания. Нет другого способа решить стоящие перед нами трудные глобальные задачи. Если работа равна учебе, то лидерство заключается в готовности способствовать обучению. В недавнем исследовании Deloitte «Глобальные тенденции человеческого капитала — 2015», 85% респондентов отметили возможность учиться как «важную» или «крайне важную». Но, согласно этому же исследованию, все больше компаний признаются, что не поспевают за этой тенденцией.

Управление личными знаниями

Устойчивое конкурентное преимущество компании зависит от наличия в ней людей, умеющих выстраивать отношения, отыскивать нужную информацию, осмысливать наблюдения и делиться идеями, грамотно используя при этом новые технологии. Чтобы помочь в этом бизнес-лидерам, специалисты придумали процесс управления персональными знаниями. Это стратегия обучения на всю жизнь. Метод позволяет человеку самостоятельно контролировать свое профессиональное развитие, постоянно отыскивая что-то новое, извлекая из него смысл и делясь им с другими.

Поиск — это умение находить информацию и не отставать от жизни. Мир перегружен информацией, нам нужны точные фильтры, которые позволят отсортировывать ценные данные. Нужно постоянно оценивать и уточнять источники информации, на которые мы полагаемся в своих суждениях и при принятии решений.

Извлечение смысла — умение персонализировать информацию и пользоваться ей. Сюда же относится размышление и внедрение понятого в практику. Процесс основан на критическом мышлении: мы сплетаем воедино свои мысли, опыт, впечатления и чувства, чтобы извлечь из всего этого смысл. Когда мы пишем текст в блоге или просто набрасываем идеи, это помогает нам укрепить свои знания и поместить их в общий контекст.

Умение делиться — обмениваться ресурсами, идеями и опытом с членами своей сети и сотрудничать с коллегами. Процесс, в котором мы передаем другим своим знания, работаем вместе, повторяем и умножаем свой опыт и таким образом усваиваем существенные открытия или итоги размышлений. Когда мы делимся знаниями со своей сетью контактов или выступаем публично, мы завоевываем авторитет и добиваемся бОльшего доверия.

Есть множество цифровых инструментов, помогающих управлять собственными знаниями. Их удается встроить даже в весьма плотный график, чтобы каждый мог самостоятельно продвигаться по выбранной им карьерной траектории. Выбор путей зависит от контекста и личных предпочтений: инструментарий важен, но достичь мастерства в цифровую эпоху удается лишь тому, кто умеет завоевывать доверие и уважение в человеческих отношениях.