Критика как навязчивая идея: выходим из ступора

Неодобрительная оценка, так же как и ее отсутствие способны качественно и надолго ввести в ступор любого из нас. Представьте, что заказчик раскритиковал вашу работу, или вы запостили статью в блоге и не получили ни одного комментария. Как в этих случаях не потерять уверенность в себе и не утонуть в творческом кризисе?

Тара София Мор, создательница всемирной программы лидерства для женщин «Большая игра» и автор книги «Playing Big: Find Your Voice, Your Mission, Your Message», поделилась простыми принципами, позволяющими правильно воспринимать критику в работе и в жизни.

Обратная связь говорит вам больше о человеке, который ее дает, чем о вас. Осознание этого факта особенно важно для представителей творческих профессий, имеющих дело с субъективными оценками. Если боссу не нравится ваш проект, это не значит, что у вас нет таланта, возможно, просто у вашего босса другие вкусовые предпочтения. Приняв это во внимание, вы поймете, чего от вас хотят и сможете развить правильную стратегию для привлечения целевой аудитории, будь то тот самый босс, заказчик или потребитель.

Обратная связь должна направлять вашу дальнейшую работу над проектом, но она не является вердиктом. Это скорее информация о том, как более эффективно воздействовать на того или иного человека. Стоит попробовать применить этот принцип мышления на практике, и вы увидите, как изменится ваше состояние и отношение к тому, кто дал вам негативную оценку.

Все исключительные работы подвергаются критике. Многие из нас думают, что, если наша работа по-настоящему хороша, то она обязательно всем понравится. Однако часто лучшие произведения – самые противоречивые с точки зрения оценок. Если сомневаетесь, зайдите на сайт любимого книжного магазина и найдите любой бестселлер. Прочитайте сначала положительный отзыв, а затем отрицательный. Вы увидите, насколько разнятся мнения. Исключительные работы всегда заслуживают как похвалы, так и критики.

Боязнь неодобрения связана с самокритикой. Негативные высказывания, которых мы боимся больше всего или которые кажутся наиболее болезненными, соответствуют нашим собственным страхам. Подумайте, какая фраза может вас уколоть. Может, что вы высокомерны или что недостаточно хорошо делаете свою работу. Каким образом это отражает ваше представления о своих слабых сторонах?

Важно уметь оценивать себя трезво и относиться к себе с добротой, несмотря на мнение окружающих. Если вы не будете думать о себе плохо, никакая критика вас не испугает.

Чаще всего нас ранит не сама оценка, а то, как мы ее интерпретируем.

Факт и интерпретация – разные вещи. Чаще всего нас ранит не сама оценка, а то, как мы ее интерпретируем. Допустим, вам отказали в нескольких издательствах. Это факт. Но в вашей голове это звучит как «моя идея не вдохновляет» или «я плохой писатель». Возможно, эти выводы верны, а может и нет. Когда вам дают оценку, стоит отделять зерна от плевел. Чтобы вам было легче, сядьте и запишите четыре аспекта происходящего:

  • факт (например, «Шесть издательств отказали в печати моей книги»)

  • вашу интерпретацию событий («Моя книга ужасна»)

  • еще пять возможных интепретаций («Я неясно определил целевую аудиторию» или «Личная встреча с редактором могла бы все изменить»)

  • одно действие, которое вы можете предпринять, чтобы узнать настоящие причины отказа или негативной оценки (подсказка: вы всегда можете обратиться к издателям за более развернутым комментарием)

А как вы воспринимаете критику?

Источник