Как компьютеры способствуют экономическому неравенству

Джеймс Бессен, лектор Бостонского университета, рассказал о том, как информационные технологии влияют на функции работников и разницу зарплат.

Экономическое неравентсво стало одним из самых обсуждаемых вопросов в рамках президентской гонки США. Кандидаты обеих партий утвреждают, что богачи прогнули политическую систему под себя, и в то время как их доходы растут, уровень зарплат среднего класса не меняется.

Исследование Бостонского университета показало, что значительную роль в росте экономического неравенства играют информационные технологии. Дело в том, что новые компьютерные программы требуют от работников глубоких знаний и навыков, и те, кто ими овладел может рассчитывать на прибавку. Однако далеко не для всех это является простой задачей. Согласно опросу, проведенному сервисом онлайн-тренингов Udemy, причины кроются в неадекватной подготовке кадров в школах и вузах.

Вопреки распространенному мнению о том, что компьютерные технологии заменяют работников, уровень занятости населения растет.

Например, с появлением банкоматов количество кассиров только увеличилось, и такая закономерность типична. Даже в тех случаях, когда программы сокращают нужду в определенных специалистах, они также способствуют появлению новых профессий. Самый простой пример – постепенная замена печатников на графических дизайнеров. В таблице ниже приведена динамика этого процесса:

Таким образом, компьютеризация создает примерно такое же количество рабочих мест, какое исчезает в связи с ней.

Однако, не влияя на число позиций, информационные технологии приводят к диспропорции высоко- и низкооплачиваемого труда: с помощью автоматизированных процессов высококвалифицированные специалисты «забирают» простые функции, сокращая при этом надобность в обслуживающем персонале и рабочих. Такое смещение не было бы проблемой, если бы любой мог овладеть соответствующими программами. В ходе опроса Udemy 54% респондентов признались, что не владеют необходимыми навыками даже для той позиции, которую уже занимают. При этом самым важным из них является работа на компьютере.

Наиболее способные сотрудники осваивают новые программы не только в своей, но и в смежных областях, и их доход растет быстрее, чем у среднестатистических коллег. Кроме того, высокая стоимость обучающих курсов делает практически невозможным развитие работников с низкой зарплатой.

Из таблицы, приведенной ниже, видно, как стремительно растет разница зарплат:

За последние тридцать лет компьютеризация не уменьшила количество рабочих мест, но создала значительное препятствие для многих на пути к желаемой должности. Повышение налогов для высокооплачиваемых специалистов в целях уравнивания зарплат не решит проблемы недостатка навыков низкоквалифицированных сотрудников. Улучшение образования и его доступность более эффективны для работников и экономики в целом.

Источник